Авторизация

Поиск

Программа элективного курса «Основы редактирования»

Пояснительная записка

 

Программа курса «основы редактирования» предназначена для изучения русского языка в 11 классе.

Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование написанного.

Совершенствование написанного является важным речевым умением, формирование которого предполагается программой по развитию речи учащихся.

Развить речь, научиться владеть словом – значит создать условие для реализации творческих возможностей личности. Важно довести до сознания учащихся, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, что создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.

Предлагаемая программа ориентирована на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи, на осуществление практической направленности курса «Основы редактирования».

Формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), должно опираться на знания учащимися основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста.

Знания о тексте (о его основных признаках, о способах и средствах межфразовых связей, о роли первого предложения (зачина) и др.) должны стать инструментом для решения практических задач, связанных с совершенствованием написанного.

Курс «Основы редактирования» предполагает включение в занятие самостоятельной работы старшеклассников (саморедактирование, взаиморедактирование, рецензирование сочинений), использование различных лингвистических словарей и справочников.

Целесообразно применять разнообразные формы занятий (уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты, уроки-дискуссии и др.), направленные на создание на уроках атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Цели курса:

1. Развитие логического мышления и речи учащихся

2. Совершенствование всех видов речевой деятельности

3. Овладение нормами русского литературного языка

4. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

5. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

К концу изучения курса обучающиеся должны уметь:

  • собирать материал из разных источников, систематизировать и обобщать его; строить связное аргументированное высказывание;

  • писать сочинение;

  • отредактировать текст, сделав его более содержательным и выразительным; использовать в речи синонимические средства, сравнительные обороты как средство выразительности;

  • делить предложения на интонационно-смысловые части;

  • правильно строить предложения; отредактировать текст, используя обособленные члены предложения, однородные члены, вводимые слова и предложения, предложения с прямой и косвенной речью;

  • в соответствии с основной мыслью и темой отбирать материал;

  • отредактировать текст, устранив в нем неоправданное повторение слов одной и той же части речи для связи предложений и частей текста;

  • уметь пользоваться разнообразием языковых средств в сочинениях.

Разделы программы

Введение (1 час)

  • Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование.

  • Совершенствование написанного. Приемы правки.

  • Как строится текст (20 часов)

  • Текст как единица синтаксиса и связной речи. Текс как результат речевой деятельности. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста; тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин). Абзац. Сложное синтаксическое целое.

  • Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Виды межфразовых связей. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).

  • Средства межфразовых связей.

  • Лексические средства использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных). Синонимическая замена как средство устранения неоправданного повтора слов.

  • Лексико- грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречие. Числительные. Союзы. Частицы. Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи.

  • Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.

  • Логические ошибки и способы их устранения.

  • Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении).

  • Синонимы (лексические и грамматические) и их роль в организации текста. Прием синонимической замены как способ правки текста.

  • Грамматические (морфологические, синтаксические)

  • Ошибки и их устранение (15 часов)

  • Нарушение норм грамматической сочетаемости: нарушения согласования, нарушения управления.

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

  • Ошибки в построении предложений с однородными членами.

  • Ошибки в построении предложений с причастным оборотом. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

  • Ошибки в построении сложного предложения.

  • Ошибки в предложениях с косвенной речью.

  • Нарушение границ предложения. Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола.

  • Употребление полной формы прилагательного вместо краткой. Употребление краткой формы прилагательного вместо полной. Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия.

  • Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности (слова себя, свой). Неудачное употребление личных и указательных местоимений.

  • Ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий.

  • Речевые недочеты, приводящие к нарушению связанности текста. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

  • Неудачный порядок слов, неумелое цитирование. Бедность и однообразие синтаксического строя текста.

  • Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

Календарно – тематическое планирование

Тема

Дата проведения урока

Дата проведенного урока

Умения, знания.

1

Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование.

Собирать материал из разных источников, систематизировать и обобщать его;

строить связное аргументированное высказывание; писать сочинение; отредактировать текст, сделав его более содержательным и выразительным; использовать в речи синонимические средства, сравнительные обороты как средство выразительности;

делить предложения на интонационно-смысловые части;

правильно строить предложения; отредактировать текст, используя обособленные члены предложения, однородные члены, вводимые слова и предложения, предложения с прямой и косвенной речью;

в соответствии с основной мыслью и темой отбирать материал.

Отредактировать текст, устранив в нем неоправданное повторение слов одной и той же части речи для связи предложений и частей текста;

уметь пользоваться разнообразием языковых средств в сочинениях.

строить связное аргументированное высказывание; писать сочинение; отредактировать текст, сделав его более содержательным и выразительным; использовать в речи синонимические средства, сравнительные обороты как средство выразительности;

2

Совершенствование написанного. Приемы правки

3,  4,

5

Текст как единица синтаксиса и связной речи. Текс как результат речевой деятельности. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность текста; тема, основная мысль текста, соответствие содержания заголовку, зачин). Абзац. Сложное синтаксическое целое.

6,7,8

Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Виды межфразовых связей. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).

9

Средства межфразовых связей

10,11

Лексические средства использование «однотематической» лексики, повтора слов, синонимов (в том числе контекстуальных). Синонимическая замена как средство устранения неоправданного повтора слов.

12,13

Лексико- грамматические средства межфразовых связей. Местоимения. Наречие. Числительные. Союзы. Частицы. Единство видо-временных форм глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи

14,15,16

Синтаксические средства межфразовых связей. Порядок слов. Синтаксический параллелизм. Вводные слова как средство межфразовых связей. Роль вопросительных и восклицательных предложений в организации текста. Роль односоставных предложений в организации текста. Роль сложных предложений в тексте.

17

Логические ошибки и способы их устранения.

18

Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении)

19,20

Синонимы (лексические и грамматические) и их роль в организации текста. Прием синонимической замены как способ правки текста.

21,22

Нарушение норм грамматической сочетаемости: нарушения согласования, нарушения управления

23

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

24

Ошибки в построении предложений с однородными членами.

25

Ошибки в построении предложений с причастным оборотом. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

26

Ошибки в построении сложного предложения

27,28

Ошибки в предложениях с косвенной речью

29

Нарушение границ предложения. Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола

30

Употребление полной формы прилагательного вместо краткой. Употребление краткой формы прилагательного вместо полной. Ошибки в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательного и наречия.

Отредактировать текст, устранив в нем неоправданное повторение слов одной и той же части речи для связи предложений и частей текста;

31

Употребление местоимений, приводящее к двусмысленности (слова себя, свой). Неудачное употребление личных и указательных местоимений.

32

Ошибки в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий

33

Речевые недочеты, приводящие к нарушению связанности текста. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

34

Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).


Литература:

  1. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка.-М., 2004

  2. Лосева Л.М. Как строить текст.-М., 2008

  3. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.-М., 2005

  4. Шанский Н.М. Текст под лингвистическим микроскопом.-М., 2005

  5. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? -М., 2006


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений