Авторизация
Поиск
Публичный отчёт школы за 2010-2011 учебный год |
В 2010-2011 учебном году в деятельность школы определялась нормативно – организационными документами: Законами РФ и РТ «Об образовании», Уставом, локальными актами, регламентирующими отдельные стороны деятельности, годовым планом работы школы, штатным расписанием, была направлена на реализацию задач конкретного этапа жизнедеятельности школы и ориентирована на становление и развитие высокоразвитой интеллектуальной личности обучающихся на основе гармоничного включения в учебно-воспитательный процесс богатств национально-культурного наследия и обеспечения индивидуальных траекторий получения полноценного образования. Основными целями школы являлись повышение качества образования обучащихся, создание системы подготовки к ЕГЭ, становление базиса личностной культуры учащихся и педагогов школы, углубление гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса. В свете модернизации учебно-воспитательного процесса на региональном методическом семинаре был подведен итог работы школы по методической теме «Совершенствование ключевых компетенций учащихся в условиях модернизации образования» и определены приоритетные направления работы: реализация национального проекта «Наша новая школа», профилизация обучения как средство самореализации личности и средство совершенствования ключевых компетенций, управление качеством образования. Кроме того, в истекшем учебном году продолжалась работа по внедрению этнокультурного русского компонента в учебно-воспитательный процесс и совершенствование системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках «Концепции профильного обучения». Управление учебно-воспитательным процессом в школе, выбор содержания, форм, средств и методов деятельности педагогического коллектива осуществлялись через согласованную работу структурных подразделений школы, методических объединений учителей. Деятельность педагогического коллектива обеспечивала реализацию целей и задач, определенных образовательной программой. Для решения поставленных задач в школе были созданы следующие условия: 1. Составлен учебный план, имеющий 3 компонента:
Учебный план школы на 2010-2011 учебный год был разработан на основании базисного учебного плана 2008 года для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан с этнокультурным (русским) компонентом, для 5А, 6 А, 7А, 8А классов учебный план разработан на основе, Примерного учебного плана кадетских школ, кадетских школ-интернатов и кадетских классов общеобразовательных учреждений РТ и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану с целью углубления и коррекции знаний учащихся. Школа реализовала образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В соответствии с задачами модернизации российского образования в 2010-2011 учебном году в школе реализована предпрофильная подготовка девятиклассников через организацию курсов по выбору, ориентационных и информационных курсов, организацию социально-ориентированных проб. В старшей школе (11 классы) в целях удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся, обеспечения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся была продолжена работа по реализация программы профильного образования – технологический (направление дизайн) и социально-экономический профили, в которых успешно реализуются образовательные программы профильного уровня и предусматривается распределение часов школьного компонента на элективные курсы. В связи с тем, что в истекшем учебном году был скомплектован только один десятый класс, удовлетворить разносторонние запросы обучающихся в выборе профиля не представляется возможным, поэтому в 10 классе реализуется учебный план универсального обучения, в котором изучаются злективные учебные предметы. Успешно функционируют 5 кадетских классов, цель которых – создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Школа осуществляет образовательный процесс в кадетских классах в соответствии с уровнем общеобразовательных программ основного и среднего полного образования, а также программ дополнительного образования «Школа выживания». Школьный компонент составляют предметы и курсы, обеспечивающие интеллектуальное и физическое развитие кадет. Однако, необходимо активизировать сотрудничество с ведомственными подразделениями. Учебный план, благодаря построению по новым принципам, позволил сократить объёмы и разгрузить содержание базовых (непрофильных) учебных предметов, при этом сосредоточив основное внимание школьников на изучение предметов, составляющих основу выбранного ими направления последующего профессионального образования Федеральный и региональный компоненты реализуются в полном объеме, сохраняется базисное количество часов на обязательные предметы, что гарантирует сохранение единого образовательного пространства и обязательный уровень качества образования. В учебном плане выдержано соответствие суммарного объёма нагрузки максимальным показателям, установленным СанПиНами. Программно-методическое обеспечение позволило в полном объеме реализовать учебный план. В своей работе школа использовала государственные образовательные программы, рекомендованные МО РФ, адаптированные и авторские учебные программы; все учебные программы были обеспечены учебно-методическими материалами; каждый учитель работал в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием; Содержательная часть учебных программ и их практическая часть реализованы в оптимальном объеме. 2. Обновление содержания образования, которое предусматривает: а) насыщение начальной ступени обучения занятиями эстетического плана совместно с учреждениями дополнительного образования (изобразительное искусство, музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство); б) введение дополнительно к базовому содержанию образования на I и II ступенях обучения культурологических дисциплин, которые представлены авторскими программами:
3. Работа методической службы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
Основными задачами методической работы школы являются: продолжение освоения и применения учителями школы различных образовательных технологий с целью повышения качества образования обучающихся и своего методического уровня; накопление и распространение внутришкольного опыта; формирование системы работы учителя, ее развитие и результативность, активизация работы с одаренными детьми, реализация личностно-ориентированного подхода. Но недостаточно высок уровень применения ИКТ-технологий в школе в целом по причине низкой укомплектованности школы мультимедийным оборудованием. Однако, имеющуюся базу можно использовать более эффективно.необходимо активизировать контроль за использованием ИКТ на урокуах и во внеурочной деятельности. Для решения данных задач в течение учебного года были проведены педагогические советы по следующим темам:
На заседаниях ШМО анализировались итоги промежуточной аттестации обучающихся, разрабатывалась система мер, необходимых для устранения наиболее типичных ошибок. Работа с одаренными детьми ведется в рамках программы "Одаренные дети" и работы "Малой академии". Исходя из методической темы школы " Совершенствование ключевых компетенций учащихся в условиях модернизации образования" в работе основной упор был сделан на развитие у учащихся таких компетенций как информационная, коммуникативная и социально-трудовая. Эти компетенции успешно формировались в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся. В результате этой деятельности не только возросло количество участников проектно-исследовательской деятельности, но и существенно изменилось качество этой работы: достижение повышенного уровня образовательного стандарта, повышение интеллектуального уровеня обучающихся. К положительным результатам можно отнести и следующие достижения: – 7 победителей и 4 призера в муниципальных предметных олимпиадах (на 0,7% выше, чем в 2009 - 2010 учебном году). Школа находится на 4 месте в рейтинге участия в предметных олимпиадах среди школ города, несмотря на значительное уменьшение контингента школьников. Увеличилось также количество участников конкурсов научно-исследовательских работ различного уровня – 36 призеров и дипломантов, что на 1,15% выше. Чем в прошлом учебном году. (учителя-руководители: Доронина Н. А., Григорьева Л.М., Алексеева Н.Г., Шарафеева О.В., Камаева Г.Х., Конденко Л.Н., Балобанова А.А., Садыкова Г,М,, Мухаметдинова Р.Ф., Салихова Г.С., Герфорт В.А., Родионова А.П., Власова Г.В., Нуриева Р.С.) В 2010-2011 учебном году, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, сместить акцент на работу с одаренными детьми. Такая работа уже начата: активизировано выявление одаренных детей на более ранней ступени обучения (начато проведение школьных предметных олимпиад в начальной школе). Однако, учащиеся показали низкие результаты в олимпиадах по физике, истории, географии, татарскому языку. Причины мы видим в следующем: отсутствует целенаправленная, эффективная работа по непрерывности предметной, урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В новом учебном году необходимо: 1. Отработать механизм отбора и подготовки учащихся для участия в олимпиадах и проводить системную подготовительную работу к ним.
Одним из ведущих направлений научно-методической деятельности школы является повышение квалификации педагогических работников. Благодаря условиям, созданным в школе для профессионального роста учителей, повысили квалификационную категорию 4 человека, подтвердили имеющиеся квалификационные категории 5 человек, подтвердили соответствие занимаемой должности 2 педагога. В ходе аттестации ее участникам создаются условия для личностного роста, развития и самореализации. Они направляются на курсы повышения квалификации в ИРО города Казани, ИНПО г. Набережные Челны, Елабуга Данные по курсам повышения квалификации и аттестации:
Передовой педагогический опыт учителей школы обобщается и распространяется в школе, районе и регионе через открытые уроки, мастер-классы, научно-методические семинары. Учителя активно делятся опытом работы, показывают, как приспособить материал урока к индивидуальным особенностям ребенка, сделать процесс обучения интереснее и насыщеннее, как активизировать мыслительную деятельность обучающихся и поддержать их творческую инициативу, привить интерес к предмету. Однако, была недопустимо низкой активность учителей в участии в профессиональных конкурсах, в конкурсах в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в конкурсах методических разработок, в научно-практических конференциях, мало публикаций в методических изданиях. В связи с этим администрации школы необходимо совершенствовать работу по повышению престижа профессии учителя путем разработки системы форм стимулирования педагогического труда. Результативность работы по усилению культурологического аспекта образовательной деятельности:
Опыт работы школы в этом направлении необходимо представлять шире: на уровне города, региона, республики. Невыполненной остается задача разработки программ элективных курсов культурологического направления. В целом коллектив целенаправленно работает над развитием личности на основе гармоничного включения в учебно-воспитательный процесс богатств национально-культурного наследия, что способствует формированию их духовной культуры. 4. С целью обеспечения реализации интересов, способностей, потребностей и возможности дальнейшего профессионального образования в школе комплектуются, начиная с 5 класса, пропедевтические классы с подготовкой к изучению математики на профильном уровне. На диагностической основе были открыты два 9-х классов с предпрофильной подготовкой, в которых было задействовано 11 учителей. Учителями школы разработаны авторские и адаптивные программы элективных курсов, ориентированные на предмет и на профессию. Классы, участвующие в предпрофильной подготовке прошли итоговую аттестацию в новой форме. С целью обеспечения разноуровневого и разноспособного учения, удовлетворения образовательных потребностей учащихся, возможности выбора своей траектории образования и более глубокого изучения материала по избранному направлению продолжили работу 2 профильных 11-х класса (социально-экономический и технологический) с охватом 53 обучающихся. Введение профильного обучения делает важный вклад в создание условий для повышения качества образования. А в условиях модернизации образования немаловажно в учебно-воспитательном процессе ориентироваться на требования ВУЗов: 15 выпускников поступили в учреждения профессионального образования по профилю. Важно отметить, что наша школа единственная в муниципальном районе реализует дизайнерское направление технологического профиля. Однако, комплектование в таком классе в условиях одной школы вызывает закономерные трудности: обучаться в нем могут дети, обладающие определенными творческими способностями и имеющие намерение продолжить образование в высших учебных заведениях соответствующего направления. В новом учебном году необходимо разработать программу мероприятий по презентации этого профиля в школах города. Уровень развития и обученности учащихся Основным направлением профессиональной деятельности коллектива является учебно-воспитательный процесс Для осуществления преемственности в работе с будущими первоклассниками в школе работала «Школа будущего первоклассника» по адаптации к обучению детей 6,5 лет к школе. Занятия посещали 42 человека. Осуществлялась работа по преемственности между первой и второй ступенями обучения. Учителями–предметниками среднего звена посещались и проводились уроки в 4-х классах, были проведены совместные контрольные работы, тестирование, анкетирование родителей, работа психологов с обучающимися. В школе стало традиционным проведение экспертизы содержания, уровня, качества подготовки учащихся 4-х, 9-х, 11-х классов с целью выявления соответствия подготовки обучающихся требованиям государственного образовательного стандарта. В ходе экспертизы было установлено, что в школе созданы необходимые условия для получения образования учащимися, уровень подготовки выпускников соответствует государственному стандарту образования, что подтвердила и государственная итоговая аттестация. На конец учебного года в 1-11 классах было 522 обучающихся. Решая задачу обеспечения усвоения всеми учащимися государственного стандарта общего образования, педагогический коллектив добился обученности 99.8%,(не успевает по итогам года 1 человек), что на 0,8% выше, чем в прошлом учебном году. Закончили учебный год на «5» 23 человека; на «4» и «5» 132 учащихся, что составило 34 %, что на 7.9% % ниже, чем в 2009-2010 учебном году. К положительным результатам работы школы можно отнести результаты государственной (итоговой) аттестации, на которой выпускники 11-ых классов показали высокие результаты:
Средний балл практически по всем предметам выше, чем по ЕМР, РТ и РФ. Все выпускники поступили в высшие учебные заведения (58% на бюджет). Не сдали экзамен 2 человека (1 – физика, 1 – обществознание). Выпускники основной школы проходили ГИА по русскому языку и математике в новой форме, 10 человек экзамены по выбору сдавали в новой форме. Итоги экзаменов:
Обучающиеся, получившие неудовлетворительные отметки по русскому языку и математике (10 человек -5,4%, в 2009 – 2010 учебном году – 12 человек), успешно сдали экзамены в традиционной форме. Все обучающиеся школы овладели государственным стандартом образования. Уровень обученности по математике, алгебре, иностранному языку, русскому языку, литературе, истории, географии, обществознанию имеет тенденцию к повышению; ниже по сравнению с 2009-2010 учебным годом уровень обученности по физике, химии, биологии. Анализ техники чтения показал, что укладываются в норму – 17 % учащихся, читают выше нормы – 75% учащихся, ниже нормы – 8 %; осознано читают – 95,8 % учащихся, выразительно – 50,5 %, а безошибочно только 36,9 %. Причина невысокого качества чтении в отсутствии интереса к чтению художественной литературы. Хотя по сравнению с 2009-2010 учебным годом уровень техники чтения повысился на 7.4 %. В новом учебном году необходимо работать над улучшением качества чтения путем повышения эффективности уроков внеклассного чтения и усиления контроля за домашним чтением учащихся. Высокие показатели обученности имеют следующие классы (выше 60% качество знаний): 2 "А" – классный руководитель Мухаметзянова Г.Г. 3 "А" - классный руководитель Герфорт В.А. 5 "А" - классный руководитель Мыльникова Н.Н. 7 "А" - классный руководитель Конденко Л.Н. Низкое качество знаний имеют учащиеся следующих классов: 7 "Б" – 16 % - классный руководитель Мухаметдинова Р.Ф. 8 "Б" – 15 % - классный руководитель Сахабутдинова Л.К. 9 "Б" – 11 % - классный руководитель Шушкова С.А. 10 – 8 % - классный руководитель Балобанова А.А. Предполагаемые причины плохого овладения необходимым уровнем знаний:
С целью овладения знаниями всеми учащимися на допустимом уровне необходимо:
Заместителями директора по учебно-воспитательной работе осуществлялся внутришкольный контроль по следующим направлениям:
Внутришкольный контроль осуществлялся как в форме инспектирования так и форме оказания методической помощи. Итоги контроля отражены в протоколах совещания при завуче, заседаниях методического совета, ШМО, в приказах директора. Уровень обученности учащихся 2-11 изучался и анализировался систематически путем проведения контрольных, тестовых и срезовых работ (входных, четвертных, по итогам полугодий и года). Знания обучающихся подвергались всестороннему анализу и сравнению по параллелям, предметам, темам, классам, с выходом на конкретного учителя. Тем не менее, систему мониторинга в школе надо совершенствовать. Национальное образование Работа в системе национального образования и воспитания строится на основе “Закона о языках народов Республики Татарстан” (1992,2004) и”Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы”. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Елабужского муниципального района в целях реализации «Государственной программы РТ по сохранению, изучению и развитию государственных языков РТ и других языков в РТ на 2004-2013г.г.» проводится определенная работа по изучению, сохранению и развитию государственных языков и других языков народов, проживающих в Елабужском муниципальном районе. В школе реализуется районная программа «Развитие национального образования в ЕМР на 2006-2013г.г.». Согласно плана внутришкольного контроля администрацией школы проверяется состояние преподавания татарского языка и литературы, анализируются результаты педагогической работы учителей татарского языка и литературы, показатели результативности качества знаний учащихся по предмету. При создании татарских и русских групп соблюдается деление на татарские и русские группы. Так в 2010-2011 учебном году были созданы- 7 татарских, 29 русских групп. Реализуя задачу по формированию национального самосознания учащихся в поликультурном пространстве, учителя татарского языка и литературы сделали серьезный акцент на формирование и развитие навыков устной и письменной речи, привитие учащимися художественного вкуса, интереса и любви к культуре татарского народа, умения пользованию как средством общения в пределах установленного программой словарного и грамматического минимумов, с применением НРК здоровьесберегающих и коммуникативных технологий. Школьное методическое объединение учителей татарского языка реализует методическую тему: “Результативность использования инновационных технологий в преподавании татарского языка и литературы”. Весь учебно- воспитательный процесс по национальному образованию осуществляется согласно общешкольному плану. Результат работы учителей татарского языка – участие в конкурсах различного уровня (22 победителя и дипломанта). В декабре был проведен региональный семинар по теме: ”Развитие устной речи учащихся в условиях двуязычия”. В школе успешно работает творческое объединение школьников “Кайтаваз” (“Эхо”) С целью выявления уровня знаний учащихся методическим кабинетом управления образования была проведена диагностика знаний по татарскому языку в 7,9 классах. Анализ индикативного контроля показал,что учащиеся умеют высказывать, обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному тексту. Спецификой школы является наличие значительного количества детей от смешанных браков. В этих условиях возникает необходимость учета национальных черт и особенностей, толерантность в отношениях между нациями. 16 представителей таких национальностей как чуваши, мари, удмурты, башкиры, азербайджанцы, татары кряшен и т.д. занимаются в этнокультурной воскресной школе на базе школы №3. На страницах республиканских газет на татарском языке «Сабантуй», «Серебряный колокольчик» были напечатаны очерки и стихи ученицы 8 класса Камалетдиновой Эндже. Учителя школы на уроках отводят не менее 15 % учебного времени на изучение национально-регионального компонента. Как часть предмета НРК включается в рабочие программы учителей при изучении истории и географии Татарстана. На уроках татарского языка и литературы учителями татарского языка уделяется большое внимание изучению истории и культуры родного города. Работа по профилактике правонарушений Основные направления профилактической работы:
На учете в ОДН состоят 2 человека, на внутришкольном профилактическом учете состоят 2 учащихся, выявлено 3 неблагополучных семьи, проведена индивидуально-профилактическая работа со 236 трудновоспитуемыми учащимися, проведено 9 заседаний Совета профилактики, 100 % трудновоспитуемых вовлечены в кружки и секции Достигнуты определенные результаты в работе по профилактике безнадзорности и преступности среди учащихся старших классов, дала положительный результат антиалкогольная пропаганда, но нужны более эффективные и целенаправленные действия по отношению к неблагополучным семьям. Анализ воспитательной работы Основным направлением работы школы является патриотическое воспитание учащихся и возрождение народных традиций. Цель воспитательной работы – создание условий для самореализации учащихся, раскрытие ими своего творческого потенциала, успешная адаптация в обществе и на рынке труда. Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе работало методическое объединение классных руководителей. Даны открытые внеклассные мероприятия в рамках регионального семинара «Формирование мотивации к самостоятельному получению знаний через использование проектно-исследовательского метода»:
Проведен педагогический совет «Повышение роли классного руководителя в условиях учета и оценки формирующихся ключевых компетентностей». С целью воспитания достойного гражданина своей Родины в течение учебного года проводились тематические дни, уроки с приглашением представителей городского Совета ветеранов, акции, конкурсы, смотр строя и песни, соревнования по военно-прикладным и игровым видам спорта. Традиционным стало проведение мероприятий для жителей микрорайона: поздравление с праздниками, организация концертных программ. В рамках Дня пожилых людей в микрорайоне проведена акция «Тепло сердец». В рамках акции «Наследники Победы - победителям» ветеранам школы была оформлена подписка на периодические издания. Одной из форм патриотического воспитания является сотрудничество с Елабужским государственным музеем-заповедником. Школьники приняли участие в реализации программы «Это мой город - Елабуга». С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся особое внимание уделялось спортивно-оздоровительной работе и мероприятиям по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения. Ежемесячно проводились Дни здоровья в городских спортивных объектах, соревнования по различным видам спорта, эстафеты, турниры, один раз в четверть - олимпийские уроки. Проводились профилактические мероприятия, встречи с врачами детской и городской поликлиник, тематические дни и акции. На базе школы работали кружки и секции различной направленности, которые посещали 186 учащихся, что составило 47,6% от общего количества занимающихся в системе дополнительного образования. Всего в кружках и секциях занимались 75% школьников. Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствовали развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации. Ребята участвовали в различных конкурсах, соревнованиях, как в школе, так и на муниципальном, зональном, республиканском уровне, показывая хороший уровень своих способностей. Школа продолжила работу по программам «Путь к успеху» и «Взаимодействие семьи и школы по возрождению духовно-нравственных традиций «Возрождение». Были изучены семьи учащихся, их социальный состав. Организованы и проведены общешкольные мероприятия с привлечением родителей: «День знаний», выставки декоративно-прикладного творчества, конкурсная программа к Дню матери, «Посиделки», новогодние утренники, экскурсии в музеи и на природу. Родители приняли активное участие в проведении «Уроков успеха». Особое место в нашей школе мы отводим развитию ученического самоуправления. В течение учебного года ученическим самоуправлением реализованы проекты: общешкольные праздники к Дню учителя, Дню матери, 8 марта, дискотека «Мы за здоровый образ жизни», новогодние утренники для учащихся начальной школы, КВН. Был продолжен выпуск школьной газеты «Первое государство». Активное участие ребята приняли в подготовке и проведении 150-летнего юбилея школы. Заслуживает внимания акция «Дари добро» по сбору школьных принадлежностей, одежды, обуви, игрушек для детей из малообеспеченных семей нашей школы, школы №5, коррекционной школы №7. Школьный актив принял участие в Республиканской акции в рамках Дня учителя, участвовал в проекте «SаМоSтоятельные дети». Ребята приняли участие в городском марафоне детских общественных организаций, в учредительной конференции городского центра молодежных детских и общественных организаций, в расширенном заседании детской районной Думы. По итогам года следует отметить самые активные классные коллективы, участвующие в различных мероприятиях, общешкольных и муниципальных конкурсах:
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо:
На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на 2011-2012 учебный год:
Проведена определенная работа по улучшению материально-технической базы школы: оборудован второй компьютерный класс, приобретена новая мебель для учебных кабинетов, сделан ремонт и оформлен вестибюль школы, приобретено мультимедийное оборудование для кабинета русского языка, закуплена форма для юношей-кадет. Остаются нерешенными важные проблемы: здание школы требует капитального ремонта, требуют современного оснащения учебные кабинеты.
Общие выводы Анализируя работу школы, необходимо отметить достигнутые педагогическим коллективом результаты: Все элементы образовательной системы школы были направлены на развитие индивидуальности социально – активной личности посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка, использования личностно – ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия для успешной адаптации и интеграции ребенка в обществе
Анализ работы школы позволил выявить следующие проблемы:
Исходя и вышеуказанного, учитывая потребности учащихся, их родителей и необходимость развития образовательной системы школы в 2011 - 2012 учебном году необходимо решать следующие задачи: Задачи обучения
Задачи воспитания Содействие индивидуальному развитию детей, раскрытие их творческого потенциала, приобщение к материальной, духовной, и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания.
Задачи развития Усиление гуманистической направленности общего образования в целях повышения адаптивных возможностей школьников.
Задача оздоровления Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни. |