I. Общие положения. Актуальность и социальный заказ
Концепция общеобразовательной школы с этнокультурным русским компонентом военно-патриотического направления определяется:
-
Объективной необходимостью жизни, потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью: глубокое знание родного языка, отечественной истории, великой русской литературы, русской географии.
-
Необходимостью создания основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
-
Необходимостью дополнительной специализированной профильной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах.
Школа с этнокультурным русским компонентом призвана подготовить учащихся к полноценной жизни в современных условиях с учетом духовных и практических потребностей личности и общества, способных принимать адекватные решения о выборе дальнейшего образования и пути получения профессии.
Насущная цель школы - воспитание нравственной, духовной личности, проникнутой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей и способной им противостоять, любящей Родину и готовой ее защитить.
Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, обладающий определенным уровнем знаний, умений и профессиональных навыков, но и человек, способный к самообразованию, духовному совершенствованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий культурой мышления, обладающий деловыми и организационными качествами, способствующими выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу.
Все это возможно лишь на основе формирования нравственной, интеллектуальной, физически здоровой личности, патриота своей Родины, иными словами - социализиро-ванного человека, отвергающего индивидуализм как основной жизненный принцип, обладающего качествами духовности, чувством долга, волей и человеческим достоинст-вом, отстаивающего свое право на свободу и уважение в человеческих формах, ощущающего и осознающего сокровенную причастность к семье, народу и Отечеству.
Школа также решает проблему подготовки выпускников к профессиональной деятельности, самореализации личности, благодаря создаваемой системе предпрофильной подготовки (9 класс) и профильного обучения (10-11 класс), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе военно-патриотический профиль (кадетские классы) с учетом реальных потребностей рынка труда и удовлетворения запросов населения города Елабуги по обеспечению подготовки подрастающего поколения граждан, изъявивших желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы.
II. Цели и задачи общеобразовательной школы с этнокультурным русским компонентом военно-патриотического направления
2.1. Многопрофильная школа с этнокультурным русским компонентом военно-патриотического направления - среднее общеобразовательное заведение, целями которого являются:
-
Развитие личности на основе гармоничного включения в учебно- воспитательный процесс национально-культурного наследия.
-
Сохранение и развитие исторической преемственности поколений.
-
Формирование и развитие у обучающихся чувства верности гражданскому и профессиональному долгу, дисциплинированности.
-
Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
-
Установление равного доступа к полноценному образованию и к выбору профиля обучения разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями, потребностями.
2.2. Основные задачи многопрофильной школы с этнокультурным русским компонентом военно-патриотического направления:
-
Открытие кадетских классов, развитие и укрепление их материально-технической базы для обеспечения учебного процесса в рамках основных и дополнительных образовательных программ; восстановление традиций служения Отечеству, способности и готовности защитить и отстоять интересы Родины.
-
Выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным.
-
Осуществление поиска, разработка и внедрение нового содержания образования и воспитания, а также форм и методов его реализации, для формирования гармонично развитой личности, способной реализовать свои способности и наклонности в современном обществе.
-
Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьников. - Интенсивное общение с инокультурными традициями, развитие диалога культур; ориентация учащихся на культурологическую и военно-патриотическую деятельность в соответствии с профилем школы с первых ступеней обучения.
-
Обеспечение подготовки выпускников, овладевших государственным стандартом образования, и предоставление особых возможностей для углубления и расширения знаний по русскому, татарскому, английскому, языкам математике, основам военной службы, а также в выборе профиля обучения.
-
Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре своего и других народов.
III. Основные направления работы
3.1. Воспитать качества личности, обеспечивающие максимальную возможность ее полноценной духовной и практической деятельности в современных условиях.
3.2. Утвердить основы духовно - гражданского, национального самосознания, патриотического сознания личности, в основе чего лежит знание истории Отечества и патриотическое отношение к ней.
3.3. Заложить на основах духовного опыта учащихся установленный минимум знаний и навыков по каждой из преподаваемых дисциплин.
3.4. Обеспечить профильное обучение в соответствии с индивидуаль-ными склонностями и потребностями учащихся.
3.5. Заложить основы трудовых, деловых и организационных качеств и навыков, необходимых для вхождения в производственную и государственную сферы деятельности и способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу.
3.6. Содействовать здоровому физическому состоянию и гармоническому развитию школьника, укреплению сознательного отношения к своему здоровью путем культивирования природного стремления к здоровому, физически активному образу жизни и ответственному к нему отношению.
3.7. Развивать инициативу, самостоятельность, коллективизм, смелость в принятии решений и настойчивость в их выполнении.
IV. Пути и средства реализации поставленных задач
4.1. Реализация задач в учебной деятельности возможна при наличии следующих условий:
-
Формирование учебного плана в соответствии со статусом школы, примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений РТ с этнокультурным (русским) компонентом и примерным учебным планом для кадетских классов общеобразовательных учреждений РТ, реализующих программы общего образования.
-
Введение дополнительного к базовому содержанию образования культурологиче-ских дисциплин на 1 и II ступенях обучения, а также профильных дисциплин на III ступени обучения, сориентированных на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Профили обучения:
-
социально-экономический.
-
технологический (дизайн).
-
военно-патриотический, имеющий целью расширение кругозора и подготовку несовершеннолетних граждан по следующим направлениям:
-
Духовно-нравственное и патриотическое.
-
Искусство и культура.
-
Физическое развитие и спортивно-оздоровительная работа.
-
Туристско-экскурсионная деятельность и краеведение.
-
Освоение хореографии, бальных танцев и вокала.
-
Корректировка имеющихся и создание новых учебных программ, программ курсов по выбору учащихся, учебных пособий, дидактических материалов нового типа.
-
Введение новых интегрированных курсов, спецкурсов,способствующих приобщению учащихся к родной культуре (языку, словесности, истории, искусству, ремеслам); курсов, способствующих военно-патриотическому воспитанию (военное дело, строевая подготовка, история кадетских корпусов и российской армии, рукопашный бой и др.).
Подразделение реализации концепции развития кадетских классов на 3 этапа:
1 этап - подготовительный (5-6 классы).
2 этап - основной, теоретический и практический (7-9 классы).
З этап - профильный (10-11 классы).
-
Органическое взаимодействие 1 ступени школы с дошкольными учреждениями с целью постепенного переноса на дошкольный период определенных этапов обучения с одновременным насыщением начальной ступени занятиями эстетического плана (музыка, рисование, хореография и традиции русского народа».
-
Cоблюдение преемственности между начальным и средним звеном: продолжение изучения культурологического курса «История, культура и традиции русского народа» и самостоятельных спецкурсов «Русская словесность» и «Культура речи». Вместе с тем - удовлетворение потребностей учащихся в углубленном изучении отдельных предметов(русский язык, татарский язык, английский язык, математика).
-
Справочно-информационная консультация, направленная на расширение знаний учащихся о военнопрофессиональной деятельности.
-
Органическое взаимодействие школы на старшей ступени обучения с высшими и средними специальными учебными заведениями, профильными ведомствами (МВД, МЧС, военный комиссариат), кадетскими школами РТ.
-
Комплектование кадров, повышение квалификации учителей, офицеров-воспитателей, расширение их эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета, конструктивно взаимодействовать с коллегами.
-
Рациональное распределение учебной нагрузки, классного руководства, расстановки кадров в кадетских классах.
4.2. Основными средствами решения поставленных задач являются:
-
Поурочное изучение предметов.
-
Практические полевые занятия.
-
Массовые и групповые мероприятия по воспитанию патриотов Отечества и военно-профессиональной ориентации учащихся.
-
Расширение и разнообразие внеурочных форм работы с учащимися, предполагающие тесную связь трех взаимодействующих начал: семьи, школы и общества.
-
Сотрудничество общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования.
V. Педагогические кадры
Обучение в многопрофильной школе с этнокультурным русским компонентом военно-патриотического профиля предполагает высокий интеллектуальный и духовный уровень учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и офицеров-воспитателей различных ведомств. Это ставит принципиально новые задачи перед педагогами: требует, чтобы учитель был носителем национального сознания, чувствовал и от всего сердца любил Россию, ее народ, искренне приобщал учащихся к его духовным ценностям; обеспечивал вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, профильное самоопределение старшеклассников и формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
- Забота о благоприятных условиях освоения школьниками основной и дополнительной образовательных программ школы
|