Авторизация
Поиск
Упражнения к уроку «Основные выразительные средства языка» |
ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ:
«ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА»
1. Прочитайте внимательно текст. Выполните задания.
(1)Все мы — частицы Вселенной, ничем не измеримого пространства и времени... (2) В этом наша надежда на чудо, надежда на какие-то силы, которые придут на помощь в пору всеобщей трагедии, когда не будет хватать кислорода, начнут таять льды Ледовитого океана или дохнёт оцепеняющим холодом «ядерная зима». (3) Тогда ни клевета, ни злословие, ни ненависть, ни национализм не придут на помощь. (4) Кто поможет, если все разъединены?.. (5)Разъединяющий порок цивилизации заключается в том, что при содействии науки она соблазняет алчное человеческое потребление, предлагая комфорт, удовольствия и излишества без должного обеспечения их средствами оплаты, таким образом порождая стрессы, неврозы и преступления... (6) Цивилизация скорбит о том, что прожитый день без физических удовольствий («для себя») навсегда потерян, а культура свидетельствует, что все прошлое не утрачено, стало быть, вовсе не бессмысленно. (7) История — это не праздное воспоминание, это концепция вечного возвращения, поучительного хождения по прошлому... (8)Пока мы, люди, творим и любим — более высшего смысла и высшей справедливости нет. (9) Тысячи лет в непрерывном двухтысячелетием существовании христианского мира славянская культура держит нашу землю в полосе света, порой среди холода и мрака, рождая для человечества великих гениев — философов, писателей, живописцев... (Ю. Бондарев)
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора текста?
2. Какие аргументы (укажите не менее трех утверждений) помогут вам доказать, что это текст публицистического стиля?
3. Укажите изобразительно-выразительные средства, которые использует автор? (Не менее трех.)
4. Из последнего предложения выпишите антонимы.
2. Прочитайте внимательно текст, выполните задания.
1) Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. (2)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многое национальной Родины, кто дорожит родным словом. (3)Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, — это человек без рода и племени. (4)Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо», «Мертвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Исаковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского... (5) Для меня русский язык — неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений; когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только успокоение, но и ощущаю большой подъем душевных сил. (6) На фронте я мог носить в полевой сумке одну-единственную книгу, и этой книгой был томик «Избранное» И.С. Тургенева. (7) Но счастье этого великого духовного общения с русской культурой органически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык — украинский: с молоком матери, с ее колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет все в сознании моем, в нем будут жить еще какую-то долю мгновения родные слова, произнесенные невообразимо давно моей матерью.
(В.А. Сухомлинский)
1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
2. Определите стиль и тип речи текста:
3. Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина?
4. Какие три средства языковой выразительности используются в тексте?
3. Внимательно прочитайте текст, выполните задания.
(1)Любовь к языку — это одно из проявлений любви к родине, которая всегда с нами. (2) Однако ощущаем мы эту любовь особенно остро, когда расстаемся с родными местами на какое-то время... (3) Приходилось не раз слышать от людей, со времени их юности живущих на чужбине, признания в том, что, заслышав родную русскую речь, они готовы бывают расплакаться. (4)Недаром существует такая теория, что на ритм и звучание родной речи человек настраивается, находясь еще под сердцем матери... (5)Родной язык является самым совершенным инструментом, говорить и понимать с его помощью столь же просто и естественно, как ходить и дышать. (6)И потому каждый человек не ощущает никаких ограничений и расценивает свой язык как самый красивый, богатый и выразительный. (7) Если обратиться к русским писателям, мы найдем сотни признаний в том, что любовь, внимание и интерес к языку своего народа были для них одним из мощных стимулов, побудивших их к творчеству.
(Ю.Н. Караулов)
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
2. Укажите средства связи между предложениями первого абзаца (1-4):
3. Определите стиль текста:
4. Укажите средства языковой выразительности:
|