Авторизация
Поиск
Задания к уроку «Фигуры» |
ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ:
«СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
Вариант 1
Внимательно прочитайте текст. Выполняя задания, постепенно подготовьтесь к сочинению — ответу на вопрос: «Разделяете ли вы позицию автора?» Когда слышу, как читает сам поэт, мне всегда кажется, что я присутствую при написании стихотворения, потому что настоящие стихи всегда рождаются из звука. И еще знаю, что когда я слушаю аудиозапись, поэт читает только мне и никому больше, что нас — двое. Посредник — голос, в котором, по словам Максимилиана Волошина, сокрыта «душа поэта». Звук — голос — текст.
В стихах «на эту тему» лучше всех, по-моему, написала Ахматова в «Тайнах ремесла». В первом стихотворении цикла.
Самого текста еще нет, слова еще не послышались, «сигнальные звоночки» «легких» рифм еще не зазвучали.
...Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук. («Творчество»)
Последние двадцать лет я прихожу на поэтические авторские вечера с диктофоном. О том, что в авторском чтении заложена важнейшая часть таинственного кода, способствующего рождению стихотворения, я догадался, очевидно, давно. Моя давняя догадка может быть зафиксирована сегодня четкой, непреложной формулой: «Поэт должен читать свои стихи, потому что никто другой этого сделать не сможет. Стихи, не наполненные его живым голосом, еще не вполне существуют. А прочитанные, они могут получить необходимый импульс для путешествия в будущее». (П. Крючков)
10. Какое слово не является синонимом к существительному импульс.
Вариант 2
Прочитайте внимательно размышления писателя Ю. Бондарева. Согласны ли вы с основными мыслями текста? Подтвердите конкретными примерами из художественных произведений мысль о роли языка, стиля писателя.
(1)...Почти нет такого слова, которое было бы запретным в искусстве — вся суть, в каком окружении оно поставлено. (2)Флобер говорил: нет ничего, кроме стиля, и мучился в бессилии над точным словом, ускользающим из-под пера, над каждым эпитетом, убежденный, что только одно прилагательное может окрасить чудодейственным светом то или иное явление жизни. (3)Он, проверяя себя, читал свою прозу вслух и говорил друзьям, что настоящая фраза не должна мешать дыханию. (4)Он постоянно заботился о ритме, этом необходимом элементе стиля, передающем физическое ощущение движения. (5) У Константина Паустовского есть рассказ «Дождливый рассвет». (6) Это история встречи человека с женщиной, женой друга, — краткая история любви, которая могла бы быть. (7)Грустный этот рассказ написан щемяще- лирично, его нельзя забыть. (8)Весь он пронизан шумом дождя, стуком капель, тишиной в деревянном домике и звуками, шелестами, запахами дождливой ночи в маленьком городке. (9) В начале рассказа запоминается фраза: «Пахло укропом, мокрыми заборами, речной сыростью».(10) Что может быть точнее этой скупой фразы, передающей не только ощущение длительного дождя, но и рисующей и ночь, и маленький городок, и одиночество человека? (11) Точная расстановка найденных слов высекает искру прекрасного — и вы испытываете волнение. (12)Стиль обладает большой властью, являясь средством влияния на умы и чувства людей. (13)Вместе с тем он верный проводник идеи. (14)Работа над языком прозы трудоемка. (15)Она тяжка вечным неудовлетворением, мучительными сомнениями в поисках единственно верного сочетания слов. (16)И это тот труд, без которого нельзя быть писателем. (17) Какие бы благие идеи и мысли, какие бы глубочайшие замыслы не возникли в нашем сознании, все помыслы и желания останутся лишь благими намерениями, если мы не нашли соответствующего спою (18) выражения, не выработали свой стиль. (19)В противном случае книге суждена жизнь мотылька-однодневки. (Ю. Бондарев)
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора — писателя Ю. Бондарева?
2. Определите стиль текста, тип речи:
3. Какие средства художественной выразительности использует автор? (Укажите не менее трех.)
4. В каком предложении есть прилагательное в превосходной
5. Укажите средства связи между предложениями 5-8 (не менее тpёx):
6. Укажите верный вариант продолжения предложения: Проверяя себя,
7. Укажите верную характеристику предложения 17:
|