Авторизация

Поиск

Задания к уроку «Повторы»

ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ:

«ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

Вариант 1

1. Что называется метонимией?

  1. перенос названия предмета на другой предмет по признаку сходства;

  2. перенос названия предмета на другой предмет по признаку смежности (близости, соседства в пространстве или во вре­мени);

  3. утверждение, противоречащее общепринятым, обычным взглядам на что-либо;

  4. иносказательное обозначение предмета или явления с целью избежать прямого высказывания;

  5. замена обычного названия предмета или явления описатель­ным выражением

  6. употребление слова или высказывания в смысле, противо­положном буквальному.

2. Назовите остальные 5 тропов, описанные в задании 1.

3. Какая стилистическая фигура представляет собой

расположение слов (обычно однородных членов) по принципу возрастания или убывания какого-либо качества?

  1. инверсия

  2. анафора

  3. градация

  4. парцелляция

4. Дайте определение двум из остальных фигур, названных в задании 3.

5. Какой из тропов используется в выделенном предложении от­рывка из стихотворения Пушкина "К морю "?

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

  1. перифраза

  2. сравнение

  3. гипербола

  4. парадокс

6. Какие из перечисленных ниже средств выразительности пред­ставлены в отрывке?

  1. эпитет

  2. риторическое обращение

  3. анафора

  4. градация

  5. звукопись

  6. парцелляция

Прочитайте текст и выполните задания 7-12

(1)С рассветом начался очень хороший день. (2)Тёплый, сол­нечный. (3)Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться. (4)Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким корот­ким будет этот день. (5)Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу. (6)День разворачивался передо мной. (7)Вокруг меня. (8)В ле­су и на поле. (9)Но главное происходило в небе. (10)Там ше­велились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле. (11)Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим ли­стом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. (12)Я по­нимал, что надо спешить, а то всё кончится. (13)Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

(Ю. Коваль)

7. Какие типы речи представлены в этом тексте?

  1. описание и рассуждение;

  2. повествование и рассуждение;

  3. рассуждение (ведущий тип) с элементами описания и пове­ствования;

  4. описание (ведущий тип) с элементами повествования;

8. Какой способ связи между предложениями используется в этом тексте?

  1. только последовательный (цепной);

  2. только параллельный;

  3. оба способа, преимущественно цепной;

  4. оба способа, преимущественно параллельный.

9. Какие языковые средства характерны для этого текста?

  1. фразеологизмы

  2. сложные синтаксические конструкции (сложные предложе­ния с разными видами связи)

  3. неполные предложения

  4. ряды однородных членов

  5. сравнительные обороты

10. Какие из перечисленных средств выразительности использо­ваны в этом тексте?

  1. метафора

  2. эпитет

  3. сравнение

  4. синтаксический параллелизм

  5. парцелляция

  6. гипербола

  7. перифраза

  8. риторическое обращение

11. Приведите примеры отмеченных вами средства выразитель­ности.

12. Какие средства выразительности представлены в следую­щем отрывке из рассказа Юрия Коваля?

(1)Интервью с чаепитием. (2)В сочетании этих двух слов за­ключена какая-то неестественность. (З)Так я и чувствовал себя в день первого знакомства с Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. (4)Само слово "интервью" вызывало у Ивана Сергеевича некоторую насмешку(5)-Это что же, ва­ша работа - "интервьюер"? - спросил он.(6)Я и растерялся, и застеснялся, принялся что-то лепетать и объясняться и в конце концов всё-таки рассмешил хозяина, предложив на­зывать меня - "интервьюра".

  1. парцелляция

  2. эллипсис

  3. оксюморон

  4. сравнение

  5. ряды однородных членов

  6. риторический вопрос

  7. каламбур

13. Приведите примеры указанных средств.


Вариант 2

1. Что называется перифразой?

  1. разновидность метафоры:  наделение неодушевлённого

    предмета свойствами человека;

  2. разновидность метонимии: наименование целого по его ча­сти или наоборот;

  3. непомерное преувеличение силы, величины, значения чего-либо

  4. сопоставление явлений (предметов), с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого;

  5. описательное выражение, заменяющее обычное название предмета или явления;

  6. образное, художественное определение

  7. едкая, язвительная ирония

2. Назовите остальные 6 тропов, описанные в задании 1.

3. Как называется средство выразительности, которое пред­ставляет собой одинаковое синтаксическое построение (при одинаковом расположении сходных членов предложе­ния) соседних фраз?

  1. парадокс

  2. эллипсис

  3. антитеза

  4. параллелизм

4. Дайте определение двум из остальных фигур, названных в за­дании 3.

Прочитайте отрывок из стихотворения Пушкина "Осень " и вы­полните задания 5-8.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу - матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Плывёт. Куда ж нам плыть?..

5. Какие из перечисленных средств выразительности представ­лены здесь?

  1. антитеза

  2. сравнение

  3. риторический вопрос

  4. многосоюзие

  5. контекстные синонимы

  6. синтаксический параллелизм

6. В какой из названных ниже строк используется звукопись?

  1. в 3-ей

  2. в 4-ой

  3. в 6-ой

7. Какой глагол употреблён в прямом непроизводном значении?

  1. бегут

  2. потекут

  3. двинулась

  4. рассекает

8. Какой из глаголов служит примером стёртой метафоры?

  1. дремлет

  2. кидаются

  3. ползут

Прочитайте текст и выполните задания 9-12

(1)Митька - мечтатель. (2)Мечтал смолоду (З)Совсем ещё юным мечтал, например, собраться втроём-вчетвером, обо­рудовать лодку, взять ружья, снасти и сплыть по рекам к Ле­довитому океану (4)А там попытаться продвинуться по льду к Северному полюсу (5)Мечтал также отправиться в поисковую экспедицию в Алтайские горы - искать золото и ртуть. (б)Мечтал... (7)Много мечтал. (8)Все мечтают, но другие - отмечтали и принялись устраивать свою жизнь... подручными, так скажем, средствами. (9)Митька превра­тился в самого нелепого, безнадёжного мечтателя - велико­возрастного. (10)Жизнь лениво жевала его мечты, над Митькой смеялись, а он - с упорством неистребимым меч­тал. (11)Только научился скрывать от людей свои мечты. (12)А мечты были - одна причудливей другой.

(В. Шукшин)

9. Какое из средств, выражающих отношение автора к своему

герою, используется в этом тексте?

  1. гипербола

  2. ирония

  3. сарказм

  4. гротеск

10. Какие из перечисленных тропов используются в этом тексте?

  1. метафора

  2. эпитет

  3. литота

  4. перифраза

11. Какие из перечисленных фигур речи используются в этом тексте?

  1. инверсия

  2. парцелляция

  3. параллелизм

  4. лексический повтор

  5. 5) противопоставление

  6. градация

  7. эллипсис

  8. сравнение

12. Укажите предложения, которые служат иллюстрациями к вашему ответу на задание 11.

13. Какие языковые средства характерны для этого текста?

  1. сложные синтаксические конструкции (сложные многочаст­ные предложения с разными видами связи);

  2. ряды однородных членов;

  3. экспрессивные паузы между членами предложения, обозна­ченные авторскими знаками препинания

14. Приведите примеры (указывая номер предложения) отмечен­ных выше средств выразительности.


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений