Авторизация

Поиск

Конспект урока «Повторы»

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ

УРОК 4

ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

План урока:

  1. Вступление

  2. Основная часть

а) звуковой повтор;

б) анафора;

в) эпифора;

г) параллелизм;

д) подхват;

е) лексический и экспрессивный повтор

3. Заключение

На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.

Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.

Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.

Аллитерация (от лат. ad — к, при + litera —буква). Повторение одина­ковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пуш­кин).

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом

(Ф.Тютчев)

Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;

б) концентрированное повторение гласных звуков:

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

(М.Лермонтов)

Анафора (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигу­ра, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в на­чале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством...

(М.Ю. Лермонтов)

Единый зачин делает речь экспрессивной, выразитель­но подчеркивая основную мысли текста.  Различают различные виды анафоры.

Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний зву­ков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов)

Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)

Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же син­таксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)

Эпифора (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стили­стическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающа­яся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого па­раллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно ти­тулярный советник? (Гоголь).

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(Блок)

Параллелизм (греч. «parallelos» — идущий рядом) — фигура, представляющая собой однородное синтаксиче­ское построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный парал­лелизм обычно сопровождается тематическим, содержа­тельным. Сходство в построении предложений раскрыва­ет живую связь образов:

Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,

Тревожная — весны младые грезы.

Там — солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь — и гром, и, молния, и слезы...

(А.А. Фет)

Параллелизм имеет разнообразные формы.

Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

(В.Хлебников)

Разновид­ностями его являются, в частности, единоначатие (ана­фора) и концовка (эпифора).

Подхват — фигура, которая заключается в подчеркну­том повторении конца стиха в начале следующего стиха:

Придет оно, большое, как глоток, —

Глоток воды во время зноя летнего.

(Р.И. Рождественский)

Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило,  повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин)

В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)

Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.

- Скорей, скорей, - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)

Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.

Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания. Желаю удачи!


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений