Авторизация

Поиск

Тесты к уроку «Повторы»

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

Учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ТЕМА УРОКА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

Тест

Вариант 1

Остаёмся. Куда же нам деваться?

(1)Всех нас, таких разных, объединяет одно: мы — телезрители. (2)И каждый день припадаем к «ящику», обожая его и ненавидя, радуясь и огор­чаясь, аплодируя и кляня. (3)Вам, как и мне, судя по вашим письмам в редакцию, очень многое на телевидении сегодня не нравится, и это для меня аргумент в споре с теми телевизионщиками, которые упрекают меня и моих коллег-критиков в пред­взятости и оторванности от простого народа. (4)Вам, как и мне, не нравится, когда телевидение играет в политиче­ские игры, сводя счеты с одними и незаслуженно возвеличивая других. (5)Когда оно вводит зрителя в заблуждение, выдавая немощного и больного за деятельного и здорового. (6)Как доверять «важнейшему из искусств» по­том, когда ни обманывать, ни скрывать истину будет уже невозможно? (7)Вас, как и меня, ужасает концентрация насилия и крови на телеэк­ране, и не только в информационных сюжетах (такова жизнь!), но во множе­стве художественных фильмов, которые смотрят дети. (8)Вам, как и мне, неприятно, когда с экрана говорят пошлости и даже матерятся. (9)Когда бездарные безголосые юнцы с большими деньгами вы­тесняют настоящих мастеров настоящей культуры. (10)Вам, как и мне, кажется неоправданно завышенным число всячески довольно тупых игр, где раздают «за так» деньги и дорогущие призы (а счи­тается, что «простой народ» именно это больше всего и любит). (11Вас, как и меня, раздражают реклама и «магазины на диване», чей товар доступен немногим. (12)Вам, как и мне, противно, как необразованные, невоспитанные лю­ди, непонятно как попавшие в эфир, коверкают язык, ерничают и кривляют­ся, выдавая это за «новый» стиль. (13)0дним словом, всем нам не нравится, когда нас не уважают и почитают за стадо баранов, способных, как говорит Богдан Титомир, «сха­вать» все. (14)В то же время вы, как и я, высоко цените то профессиональное, та­лантливое, разумное и доброе, что вопреки всему все же появляется на теле­экране. (15)В рейтинге пристрастий многих телезрителей такие известные телепередачи, как «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «В поисках утра­ченного» Глеба Скороходова, программы Владимира Познера, остроумней­ший «Городок», «Умники и умницы», «Жди меня» и многие другие про­граммы, дающие пищу для сердца и ума. (16) В рейтинге пристрастий, конечно, и хорошее кино, наше и не наше, но без порнухи и чернухи, от ко­торых большинство нормальных людей с души воротит. (17)Но все-таки по-настоящему талантливых, полезных, интересных, любимых программ наперечёт. (18)И эта из года в год увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю, и тем, что выгодно самому телевидению, более всего тревожит мало-мальски думающих людей. (19)Но довольно брюзжаний. (20)«Оставайтесь с нами», — как заклинание, повторяют изо дня в день телеведущие. (21)Останемся. (22)Куда же нам деваться? (23)Ликуй, рейтинг, законодатель телевизион­ных мод!

(По И. Петровской)

А28. Какое утверждение не соответствует точке зрения автора?

  1. Многих телезрителей раздражает реклама на телевидении.

  2. Из года в год увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю, и тем, что выгодно самому теле­видению, более всего тревожит мало-мальски думающих людей.

  3. Телевидение изживает себя, в настоящее время зрители предпочитают смотреть кинофильмы на большом экране, всё более предпочитают театр.

  4. Сегодня по-настоящему талантливых, полезных, интересных программ на телевидении мало.

Ответ: 3

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи иредставлен(-ы) в предложениях 1-13?

  1. рассуждение

  2. повествование и рассуждение

  3. повествование

  4. рассуждение и описание

Ответ:1

А30. В каком предложении употребляется фразеологизм со значением «мстить»?

  1. 5

  2. 4

  3. 16

  4. 13

Ответ: 2

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочи­танного вами текста, который вы анализировали, выполняя зада­ния А28-А30, В1 - В7. В этом фрагменте анализируются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот­ветствующие номеру термина из списка.

«Автор настроен решительно и потому очень эмоционален. И. Петровская выбирает приём (..) с читателем и, опираясь на читатель­ское мнение, подчёркивает свою солидарность с ним, используя приём (..) («Вам, как и мне, не нравится... Вам, как и мне, неприятно... Вас, как и меня, ужасает... Вас, как и меня, раздражают...), усиливая впечатле­ние от сказанного ещё и с помощью известной фигуры речи — (..) ... Умелое сочетание разговорной лексики, (..) («с души воротит», «почитают за стадо баранов», «сводя счёты») и экспрессивной книж­ной лексики позволяет автору вести серьёзный разговор непринуж­дённо. В конце автор иронизирует, используя (..): «Ликуй, рейтинг, за­конодатель телевизионных мод!»

Список терминов:

  1. метонимия

  2. скрытый диалог

  3. анафора

  4. риторический вопрос

  5. вопросно-ответная форма изложения

  6. синтаксический параллелизм

  7. риторическое восклицание

  8. фразеологизмы

  9. риторическое обращение

Ответ: 2, 5, 3, 8, 9

Вариант 2

Россияне убивают русский язык

(1)Несколько лет назад вышла в свет книга Владимира Быкова «Рус­ская феня. Словарь интержаргона асоциальных элементов». (2)Произошло это событие, надо отметить, весьма своевременно, так как в нашу повседнев­ную речь все чаще начинают проникать слова и обороты речи из жаргона уголовников. (3)Асор Эппель назвал эти слова «тюрьмизмами», а процесс их распространения «привокзализацией». (4)Собственно, проблема имеет два исходных начала: в XX веке большая часть образованного, интеллектуального российского общества оказалась в не­посредственном соприкосновении с реалиями уголовной жизни. (5)Вторая причина «криминализации» русской речи заключается в том, что в 90-х годах прошлого века в нашей жизни появились так называемые «нувориши», или, как их чаще называют, новые русские. (6)Новоприобретенное богатство позво­лило им попасть в верхние круги общества, в правящую элиту. (7)В результате люди, лингвистически малообразованные, могут обращаться к народу через средства массовой информации и таким образом проводить лексику ограни­ченного социального диалекта в общерусскую разговорную речь. (8)Исследователи, обеспокоенные безопасностью языка (а здесь мы действительно можем говорить о наличии проблемы), задаются вопросом: в чем причины столь низкой требовательности к своему языку людей, которые, казалось бы, по своему должностному положению, по своему месту в обще­стве призваны служить примерами для своих сограждан? (9)Почему они по­зволяют себе обращаться к многомиллионной аудитории на языке, гораздо более уместном в тюремной камере, а отнюдь не в цивилизованном общест­ве? (10)Что это: элементарная невоспитанность, непонимание своей роли или бравада, проявление псевдодемократизма, желания казаться проще и ближе к «народным массам»? (11)«Блатнячина», звучащая (особенно в последнее время) с экранов те­левизоров, становится нормой. (12)Молодое поколение растет на музыке Шуфутинского, «Лесоповала», Круга и прочих, воспевающих тюремные нравы. (13)Особый восторг и восхищение у молодежи вызывают песни со словами типа «Убили негра, суки, замочили...». (14)Фильмы изобилуют ру­гательствами, которые гак и сыплются из уст героев. (15)Языковая система в данном аспекте сталкивается с внутренним давлением со стороны его носителей. (16)И решение этого вопроса — дело воспитания молодого поколения. (17)В наше время несколько стираются гра­ницы «хорошего» и «плохого». (18)Проблема защиты языка в этом смысле оказывается в первую очередь проблемой культурного самоосознания самого общества. (19)Подрастающее поколение должно понимать, что криминаль­ные слои общества не то место в социальной жизни, куда стоит стремиться. (20)И не только родители в состоянии бороться с представлениями своих де­тей, тем более что сами родители оказываются распространителями лексики криминальных диалектов. (21)3десь возникает необходимость информацион­ной обработки населения со стороны СМИ, необходимость расстановки пра­вильных акцентов в школьном воспитании и т.п. (22)И только после того, как будет сформировано представление о недопустимости причисления себя к криминальной среде, можно будет бороться за чистоту языка, объясняя лю­дям, как характеризует их использование воровского арго. (23)У русскоговорящих людей, живущих в России или разъехавшихся но всему миру, язык — единственное общее наследие. (24)В этом смысле именно общая речь оказывается тем, что связывает нас в единую нацию. (25)Не ищите общности на каких-то политических платформах или в куль­турных программах — здесь нас разделяют возраст, воспитание, место жи­тельства, вкусы и т.д. (26)Но язык, который сформировал наше мышление, культурный генофонд, у нас один, и первейшая забота не дать ему погибнуть.

(По М. Малиной)

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочи­танного вами текста, который вы анализировали, выполняя зада­ния А28-А30, В1 - В7. В этом фрагменте анализируются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот­ветствующие номеру термина из списка.

«Размышляя о причинах «криминализации» современной рус­ской речи, автор использует (..) («нуворуши», «тюрьмизмы», «привокзализация»). Умелое сочетание (..) («лексика», «диалект» «жарго­ны») и (..) («образованный», «интеллектуальный», «самоосознание», «воспитание», восхищение», «общность») позволяет автору говорить о проблеме доказательно, используя научный подход, но в то же вре­мя непринуждённо, эмоционально, решительно. Для усиления выдвинутых утверждений, с целью сообщить им особую эмоциональ­ную нагрузку, автор использует (..) («Что это: элементарная невоспи­танность, непонимание своей роли или бравада, проявление псевдо­демократизма, желания казаться проще и ближе к «народ­ным массам»?»)»

Список терминов:

  1. эллипсис

  2. неологизмы

  3. разговорная лексика

  4. фразеологизмы

  5. термины

  6. контекстуальные синонимы

  7. экспрессивная книжная лексика

  8. риторический вопрос

  9. риторическое обращение

Ответ: 2, 5, 7, 8

Вариант 3

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: от­куда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плю­ют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь. (4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениаль­ных замыслов. (5)Итак, «честь — внутреннее нравственное до­стоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовмести­мый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя тре­бует крови...». (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Под­лец знал, что его подлость может быть наказана не взи­манием штрафа через год по приговору суда, а сегодня ве­чером. (10)Самое позднее — завтра утром. (П)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отлива­лось в свинец. (14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмыс­ленная гибель... (16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «не­вольник чести», но ведь чести! (18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное — не­важно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и пере­думать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.

(По Д. Шеварову)

А28. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

  1. Человек должен уметь защищать свою честь.

  2. Гибель Пушкина на дуэли бесполезна и бессмысленна.

  3. Потомкам достается имя и честь отцов, всё остальное не­важно.

  4. Дуэль была способом восстановить нравственное равнове­сие.

Ответ: 2

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе­ниях 7—13?

  1. описание и повествование

  2. рассуждение

  3. описание и рассуждение

  4. повествование

Ответ: 2

А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?

  1. 9

  2. 13

  3. 3

  4. 4

Ответ: 4

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочи­танного вами текста, который вы анализировали, выполняя зада­ния А28 - А30, В1 - В7. В этом фрагменте анализируются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот­ветствующие номеру термина из списка.

«Каждая строчка, каждое слове Дмитрия Шеварова про­низаны искренним уважением к личности Пушкина. Эмоциональное, неравнодушное отношение, автора выражено с помощью та­кого синтаксического средства, как______(предложения 7, 17), а также лексических — _______(«подлец», «пошляк», «сплетник») и _______(«честь и имя» в предложениях 18—19). _____ («звон... стали в слове...», в предложении 3, «разряд... силы» в предложении 8, «слово... отливалось в свинец» в предложении 13) придают особую образность тексту Д. Шеварова».

Список терминов:

  1. риторический вопрос

  2. лексический повтор

  3. эмоционально-оценочные слова

  4. гипербола

  5. эпитеты

  6. метафоры

  7. вопросно-ответная форма изложения

  8. сравнительный оборот

  9. риторическое восклицание

Ответ: 9, 3 ,2, 6

Вариант 4

(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал. (3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к те­левизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним англий­ским фермером, гостеприимством которого я однажды восполь­зовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

— (6)Телевизор вырабатывает пассивность! — горячился фер­мер. — (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы уп­ражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней ме­ре, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и — всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12)Считая, что в формировании грядущих поколений теле­визоры играют не первую роль, я всё же однажды написал ста­тью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребля­ют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сей­час тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами подни­маются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, по­следний — неделю назад.

(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем мес­те — футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».

(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество оч­ков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.

(По В. Солоухину)

А28. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

  1. Телевидение вырабатывает пассивное отношение к жизни.

  2. Телепередачи должны быть не только развлекательными, но и познавательными.

  3. Передачи о тайнах профессии интереснее смотреть тем, кто интересуется этим делом, а не специалистам.

  4. Смотря телевизор, не научишься петь.

Ответ: 2

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6—12?

  1. повествование и описание

  2. описание и рассуждение

  3. описание

  4. рассуждение и повествование

Ответ: 4

А30. В каком предложении используется фразеологизм?

  1. 11

  2. 12

  3. 13

  4. 14

Ответ: 2

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочи­танного вами текста, который вы анализировали, выполняя зада­ния А28 - А30, В1 - В7. В этом фрагменте анализируются языко­вые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот­ветствующие номеру термина из списка.

«В сфере творческих интересов писателя и публициста Вла­димира Солоухина находились прежде всего история и культура род­
ной страны. Например, в данном отрывке из очерка В. Солоухин об­суждает вопрос о влиянии телевидения на традиции народа. Спокой­ная, размеренная интонация и _______ («как потребляют, что потребляют» в предложении 13) подчёркивают заинтересованное и в то же время вдумчивое отношение автора к проблеме. Для то­го чтобы выявить остроту проблемы, писатель использует такой троп, как_____(«серое пятно» в предложениях 7 и 9) и такое лек­сическое средство выразительности, как______(«потребительское» —

«активное, живое, творческое» в предложении 12). _______ (предложе­ния 24—26) отражает стремление В. Солоухина вовлечь читателя в совместные размышления о роли телевидения».

Список терминов:

  1. риторический вопрос

  2. лексический повтор

  3. разговорная лексика

  4. термины

  5. контекстные антонимы

  6. метонимия

  7. вопросно-ответная форма изложения

  8. сравнительный оборот

  9. инверсия

Ответ: 2, 6, 5, 7


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений