Авторизация

Поиск

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОП употребление слова или выражения в переносном значении

Аллегория – иносказание; изображение отвлечённой идеи посредством конкретного, отчётливо представляемого образа. Аллегория однозначна и выражает строго определённый предмет или понятие: (весы – правосудие, якорь – надежда, крест – вера)

Гипербола – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. («В сто сорок солнц закат пылал» В.Маяковский)

Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. («Гвоздин, хозяин превосходный, / Владелец нищих мужиков» А.Пушкин)

Литота – 1) художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. (Мужичок с ноготок, Дюймовочка, небо показалось с овчинку)

2) определение какого-либо понятия или предмета путём отрицания противоположного: (Не дорого ценю я громкие права,/От коих не одна кружится голова. А.Пушкин)

Метафора - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. («Покатились глаза собачьи/ Золотыми звёздами в снег» С.Есенин)

Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т. д.) («И вы, мундиры голубые, / И ты, им преданный народ» М.Лермонтов)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность метафоры. («Зима недаром злится,/ Прошла её пора -/ Весна в окно стучится /И гонит со двора»)

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указания на их характерные черты («Улыбкой ясною природа/Сквозь сон встречает утро года» А.Пушкин)

Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д. («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий/ Тунгус, и друг степей калмык» А.Пушкин)

Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью прояснения одного из них при помощи другого («Как пахарь, битва отдыхает» А.Пушкин)

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. («Отговорила осень золотая/ Берёзовым весёлым языком» С.Есенин)

Символ – многозначны, глубокий по смыслу образ, соотносящий разные планы изображаемой действительности на основе их родственности, общности (Буревестник – символ грядущей революции)

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи

Антитеза – противопоставление («Война и мир», «Преступление и наказание»)

Бессоюзие – намеренный пропуск союзов между однородными членами, что придаёт речи компактность, стремительность, динамичность. («Швед, русский – колет, рубит, режет» А.Пушкин)

Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости («Не жалею, не зову, не плачу» С.Есенин)

Инверсия – нарушение привычного порядка слов в предложении («Белеет парус одинокий/ В тумане неба голубом» М.Лермонтов)

Многосоюзие – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк. («Ох, лето красное! Любил бы я тебя, /Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» А.Пушкин)

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе («Горячий снег», «Живой труп»)

Повтор – повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся:

Анафора – единоначалие, повтор слова или группы слов, строф, фраз. («Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид» А.П.Пушкин);

Подхват – фигура, которая заключается в подчёркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха. (Придёт оно большое, как глоток,/Глоток воды во время зноя летнего» Р.Рождественский);

Рефрен – композиционный приём повторения стиха или ряда стихов в конце строфы или куплета;

Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста. («Я звал тебя, но ты не оглянулась/ Я слёзы лил, но ты не снизошла» А.Блок);

Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз. («Деточка, /Все мы немножко лошади,/Каждый из нас по-своему лошадь» В.Маяковский).

Эпистрофа – повторение одного и того же слова или выражения в длинной фразе или периоде; в поэзии словесные повторы в начале и в конце строфы или только в конце строф (Свеж и душист твой роскошный венок,/ Всех в нём цветов благовония слышны,/ Кудри твои так обильны и пышны,/ Свеж и душист твой роскошный венок.)

Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. («Куда ты скачешь, гордый конь?» А.Пушкин)

Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие («Да, так любить, как любит наша кровь,/ Никто из вас давно не любит!»)

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. («А вы, надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов…» М.Лермонтов)

Умолчание – сознательная незавершенность предложения, недоговорённость.

Эллипс – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. («Зверю – берлога,/ Страннику – дорога, /Мёртвому – дроги, /Каждому – своё» М.Цветаева)


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений