Авторизация
Поиск
Конспект урока «Соединенные Штаты Америки в XIX веке» |
8 класс
Цель: Создать представление о развитие США в XIX веке на примере жизни и деятельности одного из выдающихся деятелей эпохи Авраама Линкольна. Задачи:
Форма урока: Сюжетно-ролевая игра.
Основные даты и понятия: 1803г. - США купили Луизиану 1845г. – США захватили Техас 1867г. – США купили Аляску 1825г. – открытие канала Эри 1831г. – восстание Ната Тэрнера 1859г. – восстание Джона Брауна 1854 – создание Республиканской партии 1860-1865гг. – президентство Авраама Линкольна 1861-1865гг. – Гражданская война 1862г. – закон о гомстедах 1 января 1863г. – отмена рабства 14 апреля 1865г. – убийство А.Линкольна Февраль 1865г. – 13 поправка к конституции
Акр, гомстед, расизм, аболиционизм, Гражданская война.
Оборудование урока:
Ход урока 1. Орг момент. Вступительное слово учителя. Аврааму Линкольну (1809-1865) выпал жребий быть президентом США во время одного из важнейших событий в истории этой страны – Гражданской войны между Севером и Югом. Гражданская война сыграла роль революции в американской истории, так как уничтожила многие препятствия, стоявшие на пути модернизации, в значительной мере определила пути дальнейшего развития США: ликвидировала позорное для американцев рабство негров, решила аграрный вопрос (все желающие получили земельные наделы на Западе). В ходе войны решался вопрос о целостности североамериканской республики и сохранении демократии. Победа северян была достигнута под руководством Авраама Линкольна, и он до сих пор остается центральной исторической фигурой в сознании американского народа, его считают человеком, сохранившим республику и возродившим американскую нацию. Во время кризиса союза все мысли президента были направлены на то, чтобы спасти и продемонстрировать наследие отцов- основателей – ценности и принципы республики, изложенные в Декларации независимости и в конституции. Личность Авраама Линкольна за полтора столетия стала мифом. Для того чтобы понять, почему А.Линкольн в сознании американцев является самым великим из всех президентов, мы должны рассмотреть историю США с начала и до середины 60-х гг. XIXв., т.к. жизнь и политическая деятельность этого великого человека неотделима от его страны и народа. По карте показать территориальные приобретения начала века: 1803г. купили Луизиану у Франции, в 1845г. захватили Техас, принадлежавший ранее Мексике, а затем отвоевали у нее территорию Новой Мексики и Калифорнии, добились уступки от Испании Флориды, в 1867 г. купили у России Аляску.
2. Изучение нового материала. План изучения нового материала
1. «Земельная лихорадка». Для подготовки сообщения учащиеся используют первые два раздела параграфа и факты о детстве А. Линкольна. Докладчик говорит, что среди десятков тысяч семей переселенцев был и отец Авраама Линкольна, неоднократно пытавшийся найти незанятую землю и обосноваться на новом месте. Рассказ о детстве Линкольна создает запоминающееся описание жизни переселенцев, их быта.
2. Начало промышленной революции, и ее особенности. За основу сообщения берется третий раздел параграфа. Однако задача состоит не только в том, чтобы пересказать его содержание. На этом этапе начинается формирование понимания растущего и обостряющегося конфликта между Севером и Югом. Докладчик продолжает биографию будущего президента с того момента, когда Авраам Линкольн ушел из семьи и начал самостоятельную жизнь. Здесь следует дать панораму экономического развития США. Назовите особенности промышленной революции в США 3. Американский идеал – человек, у которого нет хозяина. Сообщение посвящается проблемам развития фермерского хозяйства. Для его подготовки используется соответствующий раздел параграфа. Следует добавить, что для подъема сельского хозяйства большое значение имела колонизация новых земель и рост фермерства на Западе. К середине XIX столетия патриархальная семейная ферма «пионера» превращалась в товарное капиталистическое хозяйство, в котором часто использовался наемный труд и доступные машины. Растущее фермерское население Севера и Севера-Запада требовало новых земель. Оно выдвинуло лозунг «гомстеда» (по-английски – участка), т.е. свободной раздачи или продажи по низкой оценке еще не занятых государственных земель на Западе и Юго-Западе, но туда же стремились плантаторы –рабовладельцы. Назревал конфликт. Какую позицию занимал в этом вопросе Авраам Линкольн? Его мировоззрение основывалось на принципах либерализма. Он подчеркивал, что Декларация независимости не содержит в перечне естественных прав человека право владения собственностью. По его убеждению, это не было случайностью, а следовательно о том, что Джефферсон считал право собственности второстепенным по отношению к правам на жизнь, свободу, стремление к счастью. К середине века в США численно преобладали мелкие независимые предприниматели и фермеры, которых никто не понимал, но и сами они никого не нанимали, а работали на себя. Линкольн утверждал, что такой предприниматель и фермер являются центральными фигурами американского общества, свидетельствуя, что труд в Америке ценится выше капитала. Положение наемного рабочего Линкольн считал переходным, ссылаясь на свой жизненный опыт, доказывал, что усердие и предприимчивые рабочие в Соединенных Штатах имеют стопроцентный шанс начать собственное дело, если будут стремиться к этой цели. Превращение масс американцев в независимых фермеров и предпринимателей, считал он, невозможно без свободного доступа к западным землям. В полном соответствии с заветами Джефферсона Линкольн полагал, что земельные участки должны представляться труженикам или бесплатно, или за минимальную плату. Записать в тетрадь особенности развития США.
4. Нужно ли «белой Америке» рабство негров? За основу сообщения берется соответствующий раздел параграфа Начиная сообщение, ученик отмечает, что вопрос о рабстве занимал значительное место в сознании Авраама Линкольна. Его отец, глубоко религиозный человек, отвергал рабство как по религиозным и моральным причинам, так и потому, что , будучи простым рабочим, он на собственном опыте убедился в том, что значит конкурировать с дешевым рабским трудом. В юности Авраам Линкольн побывал на невольничьем рынке и увидел группы скованных цепью и при этом поющих рабов. Это глубоко его потрясло. Рабство было одной из проблем, которая рождала противоречия между северными и южными штатами. Рабовладельческое хозяйство тоже было рыночным, производимый хлопок являлся товаром, товаром были и сами рабы. Но крайне низкий , примитивный уровень техники и агрономии, являвшийся следствием подневольного труда рабов, быстро истощал землю. Для увеличения продукции рабовладельцам нужны были новые рабы и новые земли на Западе. Вопрос, будет ли западные земли розданы фермерам или же рабовладельцы превратят их в свои плантации, углублял противоречия. В20-40-х гг. в США между Севером и Югом существовали острые противоречия, вызванные различием взглядов на дальнейшие пути экономического развития страны. К концу 50-х гг.19 в. внутри союза противостояли друг другу два различных общества, две культуры, два видения будущего, и конфликт между ними был предрешен. За основу сообщения об аболиционистском движении берется материал из учебника и дополнительная литература. Известно, что А.Линкольн не одобрил восстание Джона Брауна, хотя и отрицательно относился к рабству негров. Проблема заключается в том, что, во- первых , будучи либералом, А. Линкольн отрицательно относился к любым попыткам повлиять на изменение развития страны насильственным путем. Восстание Джона Брауна он осудил из-за применения аболиционистами насильственных методов. Во-вторых, являясь политиком и понимая, что большинство белого населения морально не готово к отмене рабства, линкольн не торопился с решением этой проблемы. Понять его позицию поможет ответ издателю газеты «Нью-Йорк Трибюн» на вопрос, почему он медлит с освобождением рабов (август 1862г.). Уже началась Гражданская война, и президент ответил так: «Моей высшей целью в этой борьбе является сохранение или уничтожение рабства. Если бы я мог спасти союз, не освободив ни одного- единственного раба, я бы сделал это, и если бы я мог спасти его, освободив всех рабов, я бы сделал это, и если бы мог спасти его, освободив одних рабов, а других не освободив, я бы сделал бы это. Что я предпринимаю в вопросе рабства и для цветной расы, я делаю потому, что верю, это поможет сохранить союз…. Этим я объяснил здесь мое намерение, которое рассматриваю как официальный долг. И я не намерен изменить мое часто высказываемое личное желание, что все люди везде должны быть свободны» Проблемный вопрос: Оцените действия Авраама Линкольна, направленные на сохранение целостности государства? При наличии времени «Нужно ли рабство США?»
5. «Честный Эйб» становится президентом. Докладчик коротко рассказывает о создании республиканской партии, избрании Авраама Линкольна на пост президента страны и делает выводы из всего сказанного за круглым столом о причинах, которые привели к Гражданской войне между Севером и Югом. 6. «Моей высшей целью в этой войне является сохранение союза…». Дакладчик использует в сообщении разделы параграфа, где рассказывает о Гражданской войне. Однако его задача не освещать подробно ход военных действий, а остановиться на мероприятиях президента, способствовавших организации победы над южанами. И, прежде всего отмене рабства и принятии закона о гомстедах. Закон о гомстедах заложил основы современного американского фермерства. Прокламацию же об освобождении рабов сам Линкольн оценивал так: «Если мое имя когда-либо попадет в историю, то за этот акт, и в нем – вся моя душа». Прокламация освобождала рабов мятежных штатов, но когда Гражданская война стремительно приближалась к завершению и победа Севера была очевидной, по инициативе А.Линкольна была принята 13-я поправка к конституции США, навсегда запретившая рабство. Закон о гомстедах и уничтожение рабства - вклад Линкольна в развитие подлинной свободы личности в США. 7. Убийство в президентской ложе. Эмоциональный рассказ об убийстве Авраама Линкольна. Американский поэт Уолт Уитмен, современник Авраама Линкольна и участник войны, образно выразил мысли и чувства миллионов американцев в песне «О капитан, мой капитан!», посвященной президенту. В ней есть такие строки: О капитан, мой капитан! Сквозь бурю мы прошли. Изведан каждый ураган, и клад мы обрели. И гавань ждет, бурлит народ, колокола трезвонят, И все глядят на твой фрегат, отчаянный и грозный! Мой капитан ни слова, уста его застыли. Моей руки не чувствует, безмолвен и бессилен. До гавани довел он свой боевей фрегат, Провез он через бурю свой драгоценный клад. Смерть Авраама Линкольна потрясла весь мир. Нескончаемым потоком шли люди в Белый дом проститься с человеком, спасшим страну от раскола, сохранившим целостность государства и уничтожившим рабство. Оценивая заслуги Авраама Линкольна, Лев Толстой сказал: «Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни». Отрывок из фильма «Унесенные ветром»
8. «Погибшие умерли не напрасно» Заключение учителя. В течение четырех лет страна была в огне беспощадной гражданской войны. Американцы воевали с американцами. Война разделила семьи, друзей. Три брата президента Линкольна погибли, сражаясь в армии южан. 600 тыс. убитых и 1 млн. раненых и искалеченных – вот цена победы Севера и поражения Юга. Гражданская война сыграла роль буржуазной революции, буржуазия утвердила свое политическое господство, не деля его больше с плантаторами. Открылись большие возможности для дальнейшего развития процесса модернизации.
3. Домашнее задание.( Может быть рассмотрено в начале урока.) 24 параграф, вопросы 2,3,6,8 с. 197, в словарь выписать и выучить определение новых понятий. Индивид. Подготовить сообщение о Теодоре Рузвельте.(3-5 мин.)
4. Закрепление.
|